Галерея

Новости

  • Традиционные промыслы Тюменской области на выставке-ярмарке «Сокровища Севера 2015»
  • 70-летию Великой Победы посвящается
  • Центр ремёсел объявил городской конкурс сочинений для школьников “Моя бабушка - мастерица”

Видео

Тобольская резная кость Тюменский ковёр

Архив

Наши партнеры

  • Газета "Аргументы и факты"
  • Газета "Тюменская область сегодня"
  • Газета "Тюменская правда"
  • Газета "Тюменский курьер"
  • ГТРК "Регион-Тюмень"
  • Парламентская газета «Тюменские известия»
  • Тюменская региональная интернет-газета "Вслух.ру"

Статистика

Яндекс.Метрика

другие промыслы

Тюменская художественная роспись

История зарождения и развития

Во многих промысловых селениях Прикамья, среднего Урала и Сибирского Зауралья, вокруг Перми, Тюмени и вдоль традиционных транспортных путей в Сибирь, существовало развитое производство деревянных изделий - от саней, дуг и телег, необходимых до самого конца XIX столетия для ямщины, до бондарной и токарной посуды практически во всех деревообрабатывающих промыслах значительную часть изделий расписывали.

С самого начала освоения восточных районов страны - Урала и Сибири, в процессе формирования местного населения главной была северорусская основа, которую составляли выходцы из северных и поморских городов. Вологды, Тотьмы, Великого Устюга, Сольвычегодска, Белозерска, Коргополя и Холмогор. На нее наслаивались последующие переселенческие потоки из Поволжья и России. Они несли в Сибирь свои обычаи, культуру, жизненный уклад.

На первых порах почти все необходимое переселенцы делали сами и вряд ли применяли сложные приемы в украшении построек

Интенсивный подъем художественной жизни России второй половины ХVII века захватил крупные города Прикамья. На Урале появилось производство изразцов, украшавших стены и главы церквей Соликамска и Усолья, интерьеры жилых; домов в Орле-городке. По составу и характеру орнаментальных мотивов, среди которых изображения воинов, ПТИЦ, цветов, подобных тюльпанам, некоторые ученые считают их работой московских мастеров, но сочетание типичного голубовато-зеленого фона с яркими цветами и листьями говорит о местных вкусах.

В Тобольске в 1683 году работали десять иконописцев, которые не только сами писали иконы, но и обучали этому детей. Они были выходцами из Великого Устюга, Сольвычегодска, Владимиро-Суздальской земли, с Украины. При кафедральном соборе в Тобольске работал искусный живописец протодиакон Матфей, в Тюмени - иконник Спиридон родом из Великого Устюга. В начале ХVII века в связи с потребностью устройства церквей в Тобольской епархии Филофей Лещинский выписал с Украины мастеров, в том числе резчиков и живописцев. народная декоративная роспись в европейской части России тесно была связана с иконописью.) бытовую утварь и интерьеры украшали иконописи. Были профессии орнаменталистов - «травников», мастера травники расписывали чаши,

Необходимые условия для производства украшенных декоративной росписью изделий сложились в середине - второй половине ХVII века. Имелись мастера по деревообработке, изготавливающие деревянную посуду и утварь, были иконописцы, которые могли их расписывать.

Постоянными были связи промысловых селений с городами. Каждую неделю крестьяне тюменской округи везли в город сбывать свои рукодельные товары. Спрос на такие крестьянские изделия, как деревянная посуда, был велик не только в Тюмени, но и в Тобольске.

Во второй половине ХVII века в Тюмени и ее округе широко распространились разнообразные ремесла. Целые деревни специализировались на изготовлении определенных видов изделий. На ремесленные занятия крестьян Тюменского уезда наложило определенный отпечаток обилие в округе лесного материала. Лес из соснового и березового бора использовался «на мелочные домовые поделки» - в Пискулино делали колеса, в Сажино - розвальни и сани. В 1799 году в Гилево мастера точили «из деревянных березовых корней и прямого дуба чашки, блюда, стаканы и солонки». Деревообрабатывающие промыслы активно распространялись по округе.

Одной из разновидностей неземледельческих занятий тюменских крестьян является красильное дело. В 1869 году было высказано предположение, что обычай расписывать жилища ввели тюменские красильщики, а именно - обычай окрашивать внутренность домов привился от достатка в Тюменском уезде маляров. Возникновение данного промысла можно отнести к рубежу ХVIII - ХIХ веков. На формирование красильного дела как отхожего промысла сказалась привычка населения к дальним поездкам. В ХVIII веке многие жители Тюменского уезда перевозили купеческие товары и “казенные тягости” не только по Сибири до Томска, но и в европейскую Россию - до Перми, Казани, Москвы.

Развитию народной живописи способствовала близость Тюмени, крупного художественного и ремесленного центра. Во второй половине ХVПI века появились мастера декоративной росписи: среди цеховых зарегистрировано семь маляров. В Тобольске о малярах упоминается одновременно с иконописцами. После секуляризации церковных земель в 1764 году иконописцы разъехались по сибирским городам, распространяя свое ремесло. К середине XIX столетия число маляров¬красильщиков заметно увеличивается.

В искусстве Сибирского Зауралья начала XIX века ощущается влияние горнозаводской школы. Подтверждением этому может быть появление живописи и декоративной росписи на металлических изделиях в Туринске. Современники отмечали известность искусства туринских живописцев «во многих местах России», ему способствовала

близко находящаяся Ирбитская ярмарка, где сбывались изделия туринцев. Роспись по дереву тоже была характерна для Туринска. В деревне Семухино делали крестьянскую крашеную мебель, причем производство было специализированным: столяры сами не занимались окраской изделий, для этого существовали особые красильщики.

К середине XIX века расписные мебель и утварь украшали жилища горожан и дополняли красочный интерьер крестьянских домов. Мотив цветущего дерева, «древа жизни», традиционный для русского народного искусства, по-разному воплощался в урало-сибирских росписях. Варианты этого образа зафиксированы на расписных прялках. Каждый район при сходстве форм прялок-точенок, отличается росписями. Причем мотивы, колорит, написанные в легкой, быстрой манере, похожи на живописные панно, украшающие двери, шкафы и простенки в крестьянских домах.

Мастера пользовались местными минеральными и растительными красителями: «синей краской, схожей с брусковою», «желтой охрой», «умброй», «землей лазоревой», «глиной белой». Цветовая гамма красителей влияла на колорит. При небольшом числе красок контрастный фон усиливал их звучание. Последующая разработка мотивов «разделками», «оживками», «прописками» расширяла градации цвета, объединяя их в гармоничное целое.

Период наивысшего развития народного красильного дела относится к 1880-1910 годам. Работы этого периода отличаются высоким профессиональным уровнем.

Но уже к 1916 году промысел резко сократился и заглох.

Спад красильного дела, в какой-то степени связан и с изменением вкусов сельского населения, шире применявшего новые способы отделки жилищ - штукатурку, оклейку обоями, побелку. Кроме того, интенсивное развитие промысла привело к снижению художественного качеств росписи, объясняемому приходом большого количества недостаточно квалифицированных мастеров. Однако с 1925 до 1940 года некоторые маляры еще ездили в глухие районы Западной Сибири.

В развитии росписей тюменской округи существенным стимулятором оказались деревообрабатывающие промыслы и созданное с ними красильное дело.

Декоративная роспись, попавшая в Сибирь в ХVIII - ХIX столетиях из Урала европейской России, получила здесь дальнейшее развитие. Привносимые традиции претерпевали изменения. Росписи разных районов, связанные с местными промыслам, приобретали в каждом центре собственное выражение в колорите, композициях, ритмическом строе, трактовке мотивов.

К началу