Галерея

Новости

  • Центр ремёсел объявил городской конкурс сочинений для школьников “Моя бабушка - мастерица”
  • Центр ремесел на выставке «Отдых. Рыбалка. Туризм»
  • Мастер-класс «Пасхальное яйцо» в технике декупаж

Видео

Тобольская резная кость Тюменский ковёр

Архив

Наши партнеры

  • Газета "Аргументы и факты"
  • Газета "Тюменская область сегодня"
  • Газета "Тюменская правда"
  • Газета "Тюменский курьер"
  • ГТРК "Регион-Тюмень"
  • Парламентская газета «Тюменские известия»
  • Тюменская региональная интернет-газета "Вслух.ру"

Статистика

Яндекс.Метрика

Косторезный промысел

Художественная резьба по кости

История зарождения и развития

Резная кость была известна сибирякам уже в ХVII веке.

Незначительный ввоз в Тобольск  и другие города Зауралья в ХVII веке изделий из кости: ножевых черенков, «слоновых гребней», костяных нашивок и пуговиц, может свидетельствовать об успехах местного производства. Даже в Заполярной  Мангазее археологи находят в слоях ХVII века костяные изделия: гребни, шахматные фигуры. По-видимому, уже в это время в сибирской столице трудились высококвалифицированные мастера, способные создавать высокохудожественные изделия. Так в свое время в ризнице Тобольского Софийского собора хранилась древняя панагия со св. мощами, серебряная под золотом, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. На ней образ Знамения Пресвятой Богородицы вырезан на белой слоновой кости; кругом панагии надпись: «лета 7150 (1642) мая- в 20 число с..миренный Герасим милостью архиепископом Тобольский и Сибирский».

Новый этап в развитии косторезного промысла был связан с пребыванием в Тобольске плененных во время Северной войны шведов. Всего в Тобольске в 1710 по 1721 годы находилось около 1000 пленных шведских солдат и офицеров. Среди них были искусные ремесленники: токари, кузнецы, столяры, сапожники, портные, живописцы, серебряных и золотых дел мастера, а также косторезы. Изделия шведско-тобольских умельцев пользовались спросом в Тобольске, а также расходились по всей России. Примечательно, что из 1000 шведов, находившихся в Тобольске, после заключения Ништадтского мирного трактата в Швецию вернулось не более 600 человек. Остальные предпочли остаться в Тобольске, увидев в Сибири свою новую родину. Возможно, были среди последних и мастера косторезы.

В ХVIII веке косторезное дело прочно утвердилось в сибирской столице. В 80-x годах ХVIII века сибирский губернатор Ф.Н.Соймонов подарил своему другу, первому историографу Сибири, г.Ф.Миллеру «костяные чернильницы и песочницу сибирских материалов и тобольской работы». При приемнике Ф.И.Соймонова губернаторе Д.И. Чичерине в 60-х годах XVIII века в Тобольске имелась, по меньшей мере одна косторезная мастерская купца Петра Мытьникова.

В XIX веке тобольские умельцы сохраняли приемы, и навыки резной обработки кости. В 1871 году в Тюмени, а в 1886 году в Новгороде на кустарно-промышленных выставках тобольские косторезы представляли свои изделия: портсигары, броши, серьги, запонки и даже фисгармонию, в которой все голоса были сделаны из «мамонтовой кости, а не металлические, как это обыкновенно бывает (мастер Фурсов - С.Т.).

В 1860-х годах тобольская косторезная традиция вновь обогатилась художественными и техническими навыками Европы. Дело в том, что после подавления польского восстания начала 60-х годов XIX века немало поляков было отправлено в Сибирь на каторгу или в ссылку, часть из них попала в Тобольск. Среди последних оказались мастера-ремесленники, в том числе и косторезы, принявшиеся за ремесло с тем, чтобы улучшить своё материальное положение. Из числа ссыльных поляков-косторезов наиболее известны были Игнатий Пляпос и Шафнагель. Поляки сотрудничали с местными тобольскими мастерами. Именно поляки обучили резьбе по кости известного тобольского художника той поры, воспитанника декабристов М.С. Знаменского. А он в свою очередь поделился приобретёнными навыками и художественными канонами с мастерами-земляками: Фурсовым, братьями Филимоновыми, Терентьевым. Например, совместно с Филимоновым М.С.Знаменский сработал блюдо из берёзового капа, украшенное ажурным орнаментом из мамонтовой кости.

В 70-е годы ХIХ века в тобольском косторезном промысле начинается новый этап. Производство становится товарным. Организуются косторезные мастерские, ориентированные на большие объёмы продукции и массовый спрос. Первой такой мастерской стала мастерская, принадлежавшая С.И. Овешковой, открытая в 1874 году. Известны имена мастеров: Акуловский, Венгерский, Лисицин, братья Невские, Первов, Фоняков и другие. Позже в мастерской стали работать два сына С.И. Овешковой - Петр и Иван. Сама хозяйка осушествляла не только административное, но и художественное руководство.

Мастерская Овешковой первоначальна бьша небольшой. В 1887 году она участвовала в Сибирско-Уральской выставке в г. Екатеринбурге. Изделия мастерской удостоились там почетного отзыва. Открылась широкая возможность сбыта. Изделия мастерской рассылаются в г. Петербург, г. Тюмень, г. Курган и другие города. Значительную часть изделий покупает у Овешкова Тобольский губернский музей.

 

Тобольская художественная резьба по кости

В XVII веке, вместе с появлением в Сибири русских поселенцев, плененных шведов, сосланных в Сибирь после Полтавской битвы, зародилась резьба по кости в районе города Тобольска. Первые упоминания тобольских косторезных изделиях относятся к самому началу XVIII века. Развитию и процветанию косторезного искусства в Тобольске способствовало обилие в Сибири мамонтовой кости, а также древнейшая резьба по ней, существовавшая у коренных народов Севера – ханты, манси, ненцев. Изготовлялись в то время тобольскими косторезами гребни, табакерки, шкатулки, костяная отделка к оружию. Тогда же начали изготовлять и первые скульптурные изделия.

Круглая скульптура стала одной из наиболее характерных особенностей тобольского косторезного искусства. В Тобольске распространён традиционный вид обработки кости – инкрустация – украшение изделий из белой кости костью различных естественных оттенков.

В 1874 году появилась косторезная мастерская Овешковой которая способствовала оформлению художественного стиля тобольского искусства – выделению детально проработанной круглой скульптуры, со значительной долей северной тематики, как одной из характерных особенностей, отличающих тобольскую резьбу по кости от холмогорской. 

В 1920–е годы создаётся в Тобольске музей изящных искусств и художественно – промышленные мастерские с отделением резьбы по кости, а в 1928-ом году у косторезов появился свой цех при Многопромсоюзе. Через  пять лет курировать работу тобольских резчиков стал московский научно – исследовательский институт художественной промышленности.

Современность

В 1960 году создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий, позднее она преобразована в закрытое акционерное общество. В 1986 году изделия фабрики впервые отнесены экспертным советом к изделиям народных художественных промыслов.

На фабрике хранится единственная по уникальности коллекция произведений из мамонтовой кости, зуба кашалота, клыка моржа: ажурные шкатулки, шахматы, письменные принадлежности.

За долгие годы  уникальные работы создают мастера: Г. Хазов, Г. Кривашеин,  Н. Фофанова, М. Хучашев, З. Ластовская, М. Кульмаметов, М. Тимергазеев.

Распоряжение губернатора Тюменской области от 25.12.2002 года № 1178-р

“О месте традиционного бытования тобольского косторезного промысла” подробнее…

 

 

К началу